Внезапно мы решили съездить куда-то. И был назван маршрут

Москва-Вологда-Тотьма-Кологрив-Кострома-Москва

Технические детали:

1) Машина один Тойота Хайлюкс Пикап. Почти лысая АТешка. Успели только поставить рацию. Хозяин недавно видел днище своего автомобиля.

2) Машина два Тойота 4Runner. Подготовки тоже никакой, даже забыли проверить уровень масла, а при попытке сменить мудовую резину на 4ранере на хотя б АТешную сломали шпильку, на чем и бросили, поехали на мудах, но поставили рацию. Времени осмотреть подвеску (последний осмотр был в октябре 2010 года) не было.

3) пробег более 1700км

4) расход денег на 2-их человек составил порядка 15000 рублей. Сюда входит питание в кафешках, сувенирка, бензин, гостниницы. В общем не так чтоб разгуляй нога, но и не отказывали себе почти ни в чем.

5) Даты с 6 по 10 января. Температуры были теплые. Самая холодная ночь была всего -18 градусов, а так где-то -5 или около того.

6) из навигации НЕ забыли только какой-то гармин нуви с картой России.

Полный фотоальбом поездки с большими фотографиями  http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=133

Как все начиналось.
Еду я с сыном по родственникам. Въезжаю в новорижский туннель, немного не доезжая до МКАД, получаю СМС от Полбатона

1 СМС
Москва-Вологда 6ян
Вологда-Тотьма 7ян
Тотьма-Кологрив 8ян
Кологрив-Москва 9ян

2 СМС
1713 км сказал инет

Перед постом ДПС звонит он сам и спрашивает, что я думаю насчет этого и не завалялось ли у меня лишних 15 000 рублей на эту затею. Знаете ли я всегда готов отвечать на такие вопросы. Шутка. Конечно мне пришлось побурчать, что собираюсь ехать к Кате кушать жаренного гуся, на носу рождество, машина вроде требует внимания, уж давно под нее не заглядывал и вообще фиг его знает, т.к. денег нет.

На размышления ушли несколько минут, выкинул мысли о наборе инструментов и новом шноркеле, вспомнив, что давненько не ездил никуда - решил что надо ехать, попутно уговаривая Апельсинку о том, что гусь не пропадет, а вот в такую поездку мы вряд ли в ближайшее время поедем.

Но, в любом случае, надо было осмотреть машины и как минимум установить рации, а также сменить мудовые тапочки хотя б на всесезонку. Встретились в Белой Вороне под вечер. Рацию установили не как подсказывал разум, а как давило время - поэтому появились те варианты, которые описаны выше.
Далее по плану замена колес, проверка подвески, жидкостей и прочее. При первой попытке закрутить колесо с всесезонкой оборвалась шпилька на правом переднем колесе. Я почесал репу и послал всю эту затею куда подальше, одел на оставшиеся 5 шпилек свои муды, забыл проверить подвеску, а про жидкости уж давно знать не знал - укатил домой паковать вещи.
Собрав теплые вещи, ноутбук без карт вологодской области, предварительно забыв карты костромской, оставив дома все мануалы по ранеру, предвкушая время подъема, лег спать.

Утро выезда было для меня сравнимо разве что с полетом в космос без подготовки, т.к. я выраженная (или вынужденная) сова, то к месту встречи я доехал на автопилоте, опоздав на 20 минут. Там меня ждал бодрый Полбатона. Заправив бак, покатили к первой точке нашей увеселительной программы - музей паровозов под Переславлем-залесским.

Стоит ли говорить, что ТАК подготавливаться к выезду не стоит не коим образом. Помни, мой дорого читатель, что конечно же подготовкой надо заниматься сознательно, а то как поступили мы - была чистая вода авантюра.

До музея мы доехали достаточно быстро. Мой спидометр иногда показывал скорость 80-85 км/ч, что в принципе радовало. Трасса чищена, полита и самое главное введен участок трассы во Владимирской области, который строили, такое впечатление всем миром на пожертвования. Но из 2-х полноценных полос там, благодаря снежным наносам было около 1,5 полосы в каждую сторону. В самом музее я был последний раз пару лет назад и помнил, что дорожка там идет в том числе через лес - но его смело ураганом и получилась как бы большая вырубка. Жаль. Красивый был лес.

А музей паровозов стоит и дышит. Билет на взрослого стоит 80 рублей с человека, а покататься на дрезине тоже 80 рублей.
Кстати байка. Музей паровозов как-то обратился за помощью материальной к местным админам, чтоб создать туристические маршруты по узкоколейке. Не хватало порядка 40 000 рублей. Администрация отказала, но самое интересно, после этого отказа были незаконно разобраны узкоколеечные пути (при поддержке администрации конечно же), рельсы которых ушли на опоры заграждения вокруг Плещеева озера. Забор тот долго не простоял - растащили на металлолом местные собиратели. И теперь не будет катания полноценного на паровозах и вагонах по узкоколейкам и забора нет вокруг озера. По-русски это все как-то. Вот такая вот история.

При входе к паровозам все те же старинные автомобили

 





А вот что огорчило - работает только один ангар с паровозами. Вообще их там два, но второй закрыт по причине реставрации других экспонатов. Поэтому пришлось довольствоваться не самыми интересными экземплярами.







На улице все занесено снегом, поэтому выглядит все как-то нереально и строго.







После долгого ожидания, нам наконец удалось сесть на дрезину и почуствовать себя обходчиками. Конечно очень трудно ехать по рельсам, на которых есть наледь - проворачиваются колеса, а привод только на одну ось.



 


Все. Поели в кафешке каких-то пирогов, захлебнули чаем и втопили до Вологды. Т.к. ехать было еще прилично, а световой день уже заканчивается.
По дороге Пол-Батона мужественно ринулся спасать водителя. Вокруг уже столпились жаждущие наживы трактористы, но им спасибо не суждено было сказать - Александр все сделал правильно, естественно только благодаря Апельсинке, которая руководила всем и работникам службы ДПС, которые перекрыли трассу на момент эвакуации.



Ярославль нам запомнился обилием пробок, отжимающими с дороги пассажирскими Пазиками, и также общей неубранностью дорог. Но вот Ярославль позади и скользская трасса до Вологды.

Приехали мы совсем под вечер. Заселились в заранее примеченную гостиницу по 800 рублей с человека в 2-х местном номере. Название гостиницы не помню, а зря - почему? Опишу в завтрашнем дне. А пока, поставив машины на платную стоянку (опять те самые 80 рублей), мы пошли пешком кушать в кафешку. Это был "Огород" - типа "Му-Му". Еда там вкусная, а вот бокал пива нам налили походу дела просроченный и дерьмовый, от чего было немного плохо на утро.

Но вечером мы продолжали вдыхать предрождественский аромат праздника на главной площади.
Усмотрели городскую Елку, она настоящая! Она настолько огромна и ввысь и вширь, что мы долго не могли поверить в то - что она настоящая!



И сфотографировались с ледяной скульптурой - Лось в монетах. Конечно обогатиться нам не удалось, пришлось самим присоединиться к хорошему начинанию и прилепили во все места по монетке на счастье.





В шикарный номер гостиницы мы пришли уже под самый вечер, когда на улицах города почти не было людей. Было 10 часов вечера.{mospagebreak}

Проснувшись рано, мы поскакали в кафе при гостинице. Там за 200 рублей с носа предложили  шведский стол. Какой же чудесные праздник живота оказывается можно устроить себе с самого  утра! Незабываемые яства надолго залегли по желудку, чтоб уж хозяин не думал о хлебе  насущном до вечера. Конечно лично я объелся там вне всяких приличий. Вообще, Вологда очень  динамичный город. Хорошие диллеры автопрома зарубежного позволяют местным жителям в основном  покупать иномарки. Также было замечено много (аж 3 или 4 штуки) 4раннеров, которые чинно  проезжали мимо. Наверное на лэнд-крузере эти люди точно есть. И что самое главное, что я  забыл отметить в дне вчерашнем - вот центральная площадь. Вы знаете что там не так? Там НЕТ  мегакрутогововсестороныиввысь торгово-развлекательного центра. Там нет палаток с уродскими  вещами на продажу. Нет вообще ничего, кроме города, площади и новогодней елки с ледяной  горкой для детей. В Москве бы точно все изгадили, чего стоит одна манежка - не площадь, а  один большой ларек.

Дрын-дрын, мы едем в жемчужину Вологодской области - город Тотьма. Но, сначала некоторые  зарисовки с улочек Вологды









Дорога в Тотьму уже хорошо обледенела.





Заправка около города Тотьма изобиловала собаками-попрошайками. Забегая вперед - мы этих  собак неоднократно видели и в городе и за городом, в общем собак в Тотьме море и все они  лайкоподобные. Вообще клевые собаки в Тотьме.



А вот въездная дорога в Тотьму.





Улочки Тотьмы.



Теперь же о самом городе. На самом деле, если б Полбатона не поведал о Тотьме, я бы даже и  не заинтересовался. Но даже один факт стоит того, чтоб приехать сюда. Оказывается местные  купцы в свое время не бедствовали и в XVIII веке Тотьма стала центром снаряжения экспедиций  в Тихий океан и Америку. Красной линией обозначен маршрут.



Это поражает. А историческая справка такова:

Первое упоминание о Тотьме относится к 1137 году в грамоте Новгородского князя Святослава,  которая сообщает о том, что был установлен размер дани, который жители должны были платить  Новгороду. Безусловно, поселение находилось здесь и раньше - финно-угорские племена жили в  этих местах не одну тысячу лет. Население занималось тогда в основном добычей пушнины.
Но в В XIII веке на реке Ковде (приток Песьей Деньги, в двух километрах от современной  Тотьмы) были обнаружены соляные источники и открыты варницы. Вокруг них возник посад Усолье,  и даже сейчас там располагается солевой бальнеологический курорт. Соль в то время была очень  дорогая и наличие варниц автоматически означало процветание города и окрестностей.

Первым было судно "Иоанн", отправленное в 1747 году на деньги купца Федора Холодилова на  промысел в районе Командорских островов. Затем последовало около двадцати экспедиций в  Америку.

Уроженцем Тотьмы был Иван Александрович Кусков, в 1812 году основавший в Калифорнии  крепость Форт-Росс и девять лет бывший ее комендантом.


Поселились мы в гостинице Рассвет, что прямо таки около Церкви Входа в Иерусалим. Номера  уютные, телевизор поменьше. Вода из крана с душком, зато есть раковина в каждом номере.  Стоит 700р с головы. Что в принципе не дорого, с учетом обалденного вида на главную церковь города из окон мужского туалета.

Так как мы приехали засветло, а кафешки не работали, мы поехали смотреть окрестности.
Переехали по мосту через реку Сухонь и сфотографировали Тотьму. Вот вам для начала панорама (жмите на картинку чтоб увеличить)





Обернувшись ближе к городу запечатлели Спасо-Суморин монастырь с другого берега реки Песья  Деньга.



Потом доехали до самого монастыря и под улюлюканье лыжников, которые во всю тренировались на  склонах возле реки, приобщились к вечному.



Фундамент монастыря сложен из огромных валунов.



Конечно ведутся какие-то работы по восстановлению, но вот к опорной башне, которая стоит немного  поодаль, точно не прикасалась рука реставратора.



Сохранившиеся фрески, скорее всего доживают последние дни.



Главный вход.





Общий вид одного здания.



Детали колонн.



Кстати, такие же колонны мы видели в усадьбе Пущино-на-Наре, что возле Серпухова.  Примечательно, что и монастырь и ту усадьбу строили на деньги местных купцов, видать тогда  это была такая мода.

Катя погладила собаку попрошайку около гостиницы. Местный пес нехитрым образом выпрашивал  пожрать, прикидываясь премилым котенком. Каждый посетитель гостиницы буквально клялся ей,  что вынесет из кафе хоть килограмм ветчины и котлет.



Совсем под вечер мы обозрели местную площадь с елкой и ледяной горкой, которая была еще  больше чем в Вологде.



И пара снимков Церкви Входа в Иерусалим. Она действительно как бы парит над всем городом и  миром в целом. Ее башни как парсу расправлены во времени. Потрясающее зрелище и бесподобная  архитектура!





Вскоре, около 21 вечера гостиница стала наполняться путешествующими москвичами и питерцами.  После их рассказов, про то как они на пузотерках, минивэнах и крузерах прадо проежают уже  более 7000 км - мы почувствовали себя дачников, которые в кои веки выбрались на пикник.

Как обычно, под вечер, мы сели играть в скрабл.



И не смотрите, что разложены шашки - это все для прессы. так вот о скраббле - знаете ли  великолепная игра, чтоб мозги хоть немного зашевелились. Если в первый игровой вечер в  Вологде у нас были слова только из трех букв, то уже в Тотьме мы стали придумывать слова уже  более состоятельные, хотя Полбатона все так и норовил вставить какие-то мымрокуни и  задавихи, в общем - что-то звучное, но абсолютно неестественное.
Завтра мы осмотрим все достопримечательности города Тотьма подробнее и рассказ будет более детальным о местных жемчужинах.{mospagebreak}



Отведав завтрака, мы отправились в первый музей - "Музей Мореходов", который расположен в церкви Входа в Иерусалим, что в 10 метрах от нашей гостиницы. К слову сказать, как мне показалось, есть смысл посетить только 2 музея, а именно краеведческий и запасники, что в монастыре. Т.к. многие экспозиции в других музеях повторяют выставленное в тех основных.

Музей Мореходов представляет собой церковное помещение, где вместо икон и церковного антуража по стенам развешены плакаты, фотографии, какие-то морские предметы и прочаа информация. Но именно тут расположена карта путешествия Тотемских купцов (карту я давал в начале отчета).







Любопытно было вычитать, что местная администрация плотно работает с путешественником Федором Конюховым.



В его честь посвящена целая стена с фотографиями, достижениями и прочей работой, одна из целей которой - работа с детьми и развитие детского туризма, а по-простому устраивать путешествия на плотах по р.Сухонь. Радостно было читать все это - значит жизнь течет тут бурно. Кстати, в разговорах с местными, было интересно слышать, что все тут хорошо, дела идут отлично, есть куда развиваться и прочее.

Знаменитым гражданином Тотьмы был Иван Кусков, могилу которого вчера мы посещали. Выдающаяся личность. Вкратце: в сотрудничестве с купцом Барановым, Кусков достиг Америки, со стороны Аляски, и т.к. нужно было укреплять позиции Русской Америки, пошел на юг, попутно составляя карту местности и в итоге дошел до мест современной калифорнии, где и обосновал форт Росс, который до сих пор стоит, тщательно оберегаемый правительством США. Кусков был правителем около 20 лет, затем вернулся в Тотьму, где благополучно и помер, захоронен на территории Спасо-Суморина монастыря, точнее на кладбище, которое ныне является футбольным стадионом. Крест его стоит уже за стенами монастыря, и зимой дорожка к нему не чищена абсолютно. В городе есть музей-изба Кускова, но мы туда не попали.

Так вот, после Музея Мореходов мы поехали в Спасо-Суморин монастырь, где расположены хранение фондов Тотемского краеведческого музея.
Это целый склад старины!!! По хорошему там можно провести сутки, если не больше - если рассматривать все в подробностях. Там, что не зал - так залежи изразцов



всяких кузовов, лукошек, корзинок



сундуков



жерновов



ковшей



пряничных досок



потрясает набор прялок!! Они разложены по регионам изготовлениям, нет ни одной повторяющейся прялки, все уникальны, в этом зале можно стоять и разглядывать ооочень долго. Есть и совсем простые, а есть и произведения искусств. также большой набор самих машинок, вощилок и прочее.







К великому сожалению, мы должны поторапливаться, т.к. к ночи мы должны успеть в Кологрив. В Тотьме же нас ждала следующая изюминка - Краеведческий музей. Вокруг же монастыря уже проходили соревнования лыжников, которые были не хухры-мухры, а традиционная «Рождественская лыжная гонка», которая проходит уже десятый раз подряд и является юбилейной (http://www.totma-region.ru/index.php?dn=news&to=art&id=249 ). Кстати, обратите внимание на сайт Тотемского района - такой нормальный сайт, живой и прочее. Просто отметьте это.

Тотемский краеведческий музей. Отличный музей! Рассказывать бесполезно - просто надо побывать там. Вроде все как обычно, но экспозиции подобраны весьма грамотно. Здесь же, в отчете немного пошуткуем и придумаем собственные экспозиции.
Московский радостный турист в Тотемских лесах



Джипер неолита тащит сэндтраки на другой берег реки





Немного серьезного, вот на таких "Дощатиках", сплавляли груза по Сухони



Шириной они порядка 20 метров, длиной уж не помню сколько, но можно представить.
Соляная вышка или выпариватель



А вот герб Тотьмы, где присутствует черная лиса, мех которые они стали первыми поставлять в Россию



Один из залов музея - с картинами современных мастеров. Особенно удивляла картина - Единомышленники в гостях у Немо, кто самый левый на картине? Кто ответит, тому почет и уважение!



И целый зал - агитпрома, начиная со сталинских времен



Заканчивая нашими



Кстати, в зале представлены любопытные машины для подсчета голосов, как видно - самая первая машина не позволяла обмануть избирателя и все было по честному, последующие модели были уже более поддающиеся фальсификации.

В общем в музее можно провести тоже сутки напролет, наверняка с экскурсоводом было б еще интереснее. Нам же надо уже выезжать и, напоследок, посетили музей церковной старины. Мое личное мнение - в любом московском храме можно увидеть все тоже самое, что и в этом музее, только бесплатно. Напоследок посетите замечательную страничку, где с юморком, вкратце и написана история удивительного города Тотьма.

http://www.isles.ru/spots/totma.html

Дорога в Кологрив началась для нас часа в 15 или 16 вечера, т.е. когда почти что стемнело. Мы в ночи пролетали со скоростью 60 км/ч по ледяной дороге крепкие деревни, которые очень напоминают деревни в Чувашии - большие, крепкие. Видно, что ничего не умерло и жизнь идет своим чередом. Дорога в Вологодской области отличная, но все заканчивается после пересечения границы областей. Сначала мы увидели приветствие



А потом закончилась дорога, и 5 км подряд мы обогнали всех фур, легковышек и прочее, т.к. они не могли ехать более 3-5 км/ч из-за бугров, ям, короче полный гондурас там был.

Мы же проскакали там на скорости до 30 км/ч. Дорога конечно ужасная. Даже так скажу - если летом мне показалось, что есть хорошие куски дорог в Костромской области, а есть плохие, то зимой, из-за того что убирают дороги нехотя, вот эти летние куски хороших дорог из-за наледей и прочее превращаются в зуботрясучку. Но мы неумолимо и меланхолично едем в Кологрив, который оставил самые приятные воспоминания во времена Сусанина Трофи 2009 (как же давно это было, а вроде как вчера все). Уж свернули на прямую до Кологрива - надо останавливаться. Жигули не справились с управлением и съехали в кювет. Вытащили и покатили дальше. Конечно из-за отсутствия зимней нормальной резины нам приходилось осторожничать и приехали в Кологрив к 22 часам вечера, благополучно отмахав 400 с лишним км от Тотьмы.

Заселившись в единственную гостиницу (о ней подробнее завтра), мы пошли в местое кафе "Огонек", которое было наполнено молодежью. Отведав там водки и заев ее всей едой, которая оставалась в кафе, мы в кромешной тьме и тишине (как в сказке, такое дети в москве по книжкам изучают, к сожалению)  дошли до коек и рухнули спать, переполненные впечатлениями от дороги, музеев и прочих мыслей о судьбах вроде таких одинаковых, но таких разных по истории городов - Тотьма и Кологрив.{mospagebreak}

Кологрив.

Этот город запал в душу, когда мы были участниками Сусанин Трофи 2009, и право слово не было тогда у нас времени спокойно походить-поездить по городу и его окрестностям. Кстати вот от местного блогера коллаж



Но сначало о гостинице. Ее начали ремонтировать 2 или 3 года назад, но наступил кризис и успели поменять только окна. Все остальное в печальном положении. Наш 4-х местный номер за 310 рублей с человека выглядел так





В лучших традициях эпохи советских пионерских лагерей кровати продавлены как во внутрь по матрасу, так и по стойкам, что приходится бороться за равновесие во сне. Туалет находится на первом этаже (гостиница 2-х этажная), в мужском туалете есть горячая вода, которая протекает из отдельного крана и с непривычки трудно было умываться, т.к. из одного крана течет ледяная вода, а из соседнего крана кипяток. Вопрос смешивания воды - дело сноровки.



А это дверца к унитазу, правда рядом с дверцей недостроенный кусок стены и дверь стоит как некая декорация.



Из новинок города - это каток-стадион, который судя по всему был построен совсем недавно. Кстати для желающих - ознакомьтесь с замечательным блогом местного жителя, многие вещи о быте и жизни Кологрива станут яснее http://okolo-griva.livejournal.com . Самое крепкое здание - это местное ОВД и отделение ГАИ, а самое современное снаружи - это здание Налоговой и Суда (в одном лице, надо полагать). Из разговоров с местными жителями выясняется, что жизнь по-прежнему еле теплица тут. Живут в основном с леса, и с бюджетных организаций (как то местные чиновники, энергетики и прочие такие отрасли). Чем занимается остальная часть населения - неизвестно. В городе, к слову сказать всего 3500 жителей, что весьма мало для районного центра. Все в городе ослепительно белое.



По старой привычке мы направились в единственный музей.



В принципе там все тоже самое, но на первом этаже добавили рояль



часы как всегда бесподобны



Немного подурачились



Но самое большое удивление нас постигло на втором этаже - убрали практически все экспозиции, оставив картины Честнякова, размазав их по всем комнатам. Музей лишился комнаты древнего оружия, уголка знаменитых людей Кологрива, а также советского прошлого. Экспозиции просто вывезли. Музейные работники что-то говорили о реставрационных работах, но по мне очевидно, что музей загинается и оттуда увезли все более менее ценное. не удивлюсь, если через пару лет останется только сестрорецкий рубль



и картины



Так что на данный момент я считаю, что музей в упадке и дышит на ладан. Очень печально все это. Кстати, в отличии от Тотьмы, местные все больше жалуются на жизнь, не видя никакого просвета.

Вы помните я давал ссылку чуть выше на сайт Тотемского района (официальный сайт), так вот в Кологривском районе тоже есть свой сайт - kologriv.net . Что? Вы видите картинку что обслуживание приостановлено? Да, так и есть. Это тоже показатель того беспросветного настоящего, в котором пребывают и местные власти. К слову сказать, что напоминание о Новом Годе и Рождестве давала знать Живая (не рубленная, а просто растущая) елка при въезде в Кологрив, которая была украшена силами местных энергетиков в лампы накалиания, из-за чего получалось фантасмагоричное зрелище - весь город в тьме, а елка как корабль НЛО озаряет путь в небо.

Еще снимок с улочек города



После музея мы помчались в село Илешево, где находится храм, с удивительными фресками. Путь путлял то вверх то вниз, то влево то вправо.







По дороге сфотографировались на память



Но немного плутанули и выехали на берег Унжи.



Но, в итоге мы подъехали к краю села и пошли пешком до храма. Попутно выяснилось, что батюшка сейчас в Кологриве и нам храм может показать местная смотрительница Галина, которая родом из москвы, но в свое время решительно сменила образ жизни и теперь живет и трудится в этом селе.



Удивительная женщина, послушав, которую действительно возвращается вера в свои силы и бога. Более подробно не буду рассказывать - очень личное все это. Единственное скажу, что пообщавшись с ней, послушав даже в основном было как бы очищение, и стало понятна, что для нас эта крайняя и важная точка путешествия и далее дорога только домой.
О храмах подробнее, один из них (старый) уже восстановлению не подлежит и все ждут когда обрушится кровля, так что возможно мы последние кто видел эти фрески живьем.





В храме полная темнота, так что только вспышка помогла дома осмотреть эти фрески. Там же при свете фонарика мы в основном слушали и вникали в слова Галины.
А вот и алтарь, куда дали возможность посмотреть только мужчинам, правда и сфотографировать тоже разрешили.







Новый же храм постепенно восстанавливают, силами и связями местного батюшки, что весьма отрадно.



И напоследок фото старого храма, доживающего свои последние дни



Его точно не будут восстанавливать, т.к. уже приезжали по вызову мастера и каменщики и все махнули рукой. Т.к. со слов профессионалов и фрески ниочем и храм уже дал трещину, что проще снести и построить все заново.

Рядом с селом есть 3 источника - со святой водой, живой и мертвой. Мы наполнили емкости только святой водой и помчали в гостиницу, т.к. уже темнело.



Кстати в селе живет алабай, но он добрый и белый. Так что если увидите его не спешите прыгать на ближайшее дерево спасая себе жизнь - просто погладьте его, а если будет покусывать, то просто прикажите - "фу".

Вид Кологрива с другого берега Унжа.



Целый вечер мы проговорили на тему почему ж так все вышло. В Тотьме все процветает, а тут прямо-таки заповедный уголок. Так и не поняли, скорее всего переломный момент наступил, когда после рубки окна в Европу Тотемские мужики стали думать и прославили свой город походами на восток, а Кологривские ничего не стали делать и жизнь постепенно сошла на нет. Даже вывеска о том, что вы на территории Кологривского района стоит в стороне от трассы, что осложняет какие-то торговые замыслы на трассе. Но с другой стороны есть дорога-тропа от Тотьмы до Кологрива длиной 100 км. Но если б она там реально была, то и туризм процветал бы в Кологриве, а так получается целый город стоит на отшибе и выхода как сделать край процветающим и радостным пока нет. Мы, конечно, вернемся сюда еще раз, т.к., к примеру надо своими глазами увидеть 200-летнюю сосну



и многое другое. Остается только пожелать Кологриву скорейшего восстановления традиций и богатства, которое всегда тут было.

Обратный путь мы проделали за сутки и к 21 вечера уж были в Москве.
А вот фото с пути

Идем на обгон и очкуем



Судиславль



Мы вернулись из сказочного рождества, подаренное нам замечательными городами Вологда, Тотьма, Кологрив.

фотоальбом поездки с большими фотографиями  http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=133