Быстро доехали до Костромы, где докупили необходимые необходимости и помчали в сторону поселка Сусанино, где не доезжая до него встали на реке Шача . На другом берегу красовалась заброшенная деревня (как нам казалось).
Но дожидаясь в ночи Сухого Джо, неожиднно в одном из тех домов загорелся свет. Значит охотники не спят. Антон приехал очень поздно - еле дождались его. Поведал что по дороге мимолетом встретил Карпажеков на уазе, которые видимо возвращались из Карелии через Вологду-Ярославль. Это была последняя комфортная ночевка, где было много осмысленных разговоров, где было время сходить к реке, поиграть в скраббл, в общем полноценный отдых. Но тогда мы об этом не знали.
On the next day в Сусанино ждал нас сильный дождь и некоторые городские зарисовки в виде местного гаи , резных домиков . Заправились (однако бензин был отвратительного качества) и доехали до Камня им. Сусанина. Откуда открывается великолепнейший вид на многие километры вперед до горизонта, что аж дух захватывает.
Но так как шел дождь - мы увидели только ближайшие елки . Этот день мы охарактеризовали коротко - костромской Вьетнам. Было очень влажно, шел сильный дождь, было жарко. Нам надо было пройти маршрутом внедорожным в сторону Галича. Мы по нему уже катались на Сусанине Трофи в 2009 году, и тогда он нам не показался вообще особо внедорожным. Но тогда было сухо - сейчас все раскисло до состояния месива и уровень воды в ручьях стремительно поднимался.
Доожки были укатаны скользкой глиной , а когда они заканчивались то в траве скрывались мелкие ручейки с болотистым дном .
Но маршрут не был бы столь медленным даже в такую погоду - неожиданно обнаружилось, что там где мы ехали и быстро завершили проезд в 2009 году в 2011 стоит забор из проволоки под напряжением. Кто-то выкупил неимоверное количество земли и обнес все это забором. Что сказать - практически до темноты, мы тупо пытались объехать эти владения. Ехать приходилось просто по направлению ухая в глубокие лужи и преодолевая броды. Катались мы так почти весь световой день и в итоге уставшие и вымокшие в ноль мы встали на некой полянке недалеко от Углево.
Выбравшись из водяного плена мы домчали до Чухломы, по дороге выяснив, что у меня задний амортизатор перетер тормозную трубку. Пришлось заглушить магистраль на одно колесо. К слову сказать, тормозную трубку чуть выгнула болотная трава - этого было достаточно для того чтоб аммортик сделал свое дело. В саму Чухлому мы не заезжали а направились в сторону поселка Красной Нивы, а точнее в Погорелово, где стоит распрекрасный терем. Хотели заехать сверху через Ниву, но мостик через р. Вига показался хоть и проезжим но уж ссыкотным. Поперечные бревна ничем не закреплены и высота большая (хотя конечно не сравнить судя по отчетам мостом через реку Витим )))))) ).
Дорога до Погорелова проезжаема на любом внедорожнике, но лучше б конечно было сухо, т.к. наступают лесовозные колеи, которые в мокрую погоду значительно осложняют путь. А проще заехать со стороны Красной Нивы - т.к. до нее идет грейдер, а потом всего лишь надо преодолеть мелкий брод.
Так вот терем - красоты такой, что глаз оторвать невозможно , удивляться не перестаешь . У терема есть хозяин, но в тот день отсутствовал - поэтому внутреннее убранство пришлось фотографировать с улицы через окна . В Погорелово много больших домов , но терем возвышается над ними всеми . надо сказать, что скорее всего таких теремов было несколько в поселке - вот остатки от похожего строения . Деревня была богатейшая и большая - но все уже рассыпается . Недалеко большой дом, амбарного типа - но скорее всего была церковь или что-то типа того . Рабочий колодец и практически вечная кровля . Преодолев неглубокий брод через р. Вига поехали вдоль нее на Судай, где встали на урочище , где ночью прилетали летучие мыши.
Погода окончательно наладилась, что отразилось на настроении участников. Но хлебнули достаточно унылого внедорожного участка, где тупо надо было ехать по лесу-молодняку . Грустное зрелище надо сказать - тупо весьма .
В Судае осмотрели машины и сделали фото на память. И двинули в сторону Курьяново . Крайним населенным пунктом со стороны костромской области было Чертово, которое запомнилось мужиком на древнейшей косилке и мальчиком лет 11 за рулем трактора - они единственные кто обрабатывал местные поля. А дальше были лесовозные колеи где Пол-батона впервые разбортировался. Впоследствии он делал это столь раз, сколько не делают спортсмены на этапах ЧР. Дорога была мокрая и оттого весьма сложная . Колеи глубиной по пояс. Ошибки исправлялись лебежением или выдергиванием. Около самого Курьяново лесовозные колеи уже такой глубины, что они (лесовозы) проложили дорогу чуть рядом но с острыми ветками, которые и оборвали пыльник шруса у ранера. Т.к. было лень ставить запасной - соорудил самодельный пыльник, который прослужил верой и правдой до конца поездки .
Дома в Курьяново неплохо сохранились . В одном из них рабочая печь . Некоторые используются охотниками . На стенах даты последней жизни , а также предания того времени . Здесь была жизнь , а теперь ничего , внутри все умерло . Итак плавно мы вошли на землю Вологодскую, которая встретила нас бетонными плитами лесовозных дорог и внезапными новыми знаками, где их никак не ожидаешь увидеть . Заночевали напротив Тотьмы.
Город Тотьма удивителен в любое время года. Церковь Входа в Иерусалим обновляется . И была открыта колокольня, где с высоты можно осмотреть весь город и окрестности (всего за 40р с человека). Вид на въезд в город , центральная часть , в сторону монастырских келий , наши машинки .
Внутри же церкви был открыт зал с уникальным резным остатком внутреннего убранства .
Монастырские кельи (где находится музей с открытым хранением запасников - ссылка на фотографии с нашего зимнего посещения http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=133&page=6 стр.6-8 фотоальбома) летом можно обойти кругом - нет сугробов. И конечно весьма символично выглядит такой натюрморт .
Что сказать - пытаются реставрировать, но, видать местные умельцы не совсем солидарны с достоянием и поэтому в главном храмовом комплексе много выбитых стекол, которые были поставлены совсем недавно. Печально все это. Осмотрели памятник Кускову . А также оценили наконец стадион , который разбит на месте древнего кладбища. Хотите поиграть в мячик на костях? - приезжайте в Тотьму.
Посетив пирожковую где продают миллион различных наивкуснейших пирожков отправились к началу самого сложного участка экспедиции - в Кунож . Но в поселке им.Бабушкина сначала подварили в сервисе выхлопной тракт у пикапа . Грейдер до Куножа очень хороший. Местами там можно ехать 100 км/ч . Спросив у местного дядечки выяснилось, что дорогой, которая нам нужна не пользовались лет 20 и максимум что там есть - это широкий прогал в лесу. Местные не пользуют ее , т.к. даже близ поселкового кладбища (пару км от Кунож) неоднократно встречали медведей. День клонился к вечеру и мы с радостью ворвались в то направление . Работы штурманам с каждым метром прибавлялось . на первых метрах пути были лесовозные колеи спрятанные в густой траве - поэтому часто проваливались . Дорога была очень сильно разбита и буквально приходилось идти впереди машины, чтоб понимать где колеи и выбирать постоянно траекторию движения . Вечерело и путь становился уж совсем безрадостным . Так за 6 часов мы проехали порядка 2,5 км по полному бездорожью. Устали и встали на ночь прямо в этом дремучем лесу . Все было грустно на самом деле, т.к. участок бездорожья был порядка 20 км. На следующий день мы продолжили движение. Антон срезал сосок, а Полбатона многочисленно раз разбортировался . Дорога отсутствовала - было направление . Направление изрезанная древними лесовозками и топкими прогалами. Но самое страшное - дорога заросла деревьями - начался лесоповал. Антон ехал впереди (впереди которого шли штурмана) и тупо валил кустарник и деревья - мы шли за ним. За 9 часов мы прошли порядка 1,5 км пути. Но вышли к берегам Вохтомы где поставили лагерь . Фоток я делал мало - просто некогда было. Здесь до нас никого не было лет 15 или 20. Из под ног вылетают тетерева с куропатками. В лесах хруст веток от зверей. Ночью неоднократно к лагерю кто-то приходил.
Как и в любой неоднозначной поездке сложилась критическая точка кипения мнений. Кто-то хотел ехать вперед, а я лично хотел назад в Кунож, т.к. реально люди не были готовы к такому направлению, да и бензина б не хватило. Да что говорить - такие направления больше походили на спецучастки спортивных соревнований, а значит работа на износ штурманов, а их-то у нас не было в достаточном количестве - в основном все ехали расслабиться и отдохнуть. Чтоб расставить все точки над и было решено устроить утреннею пешую разведку на пару км вперед, чтоб оценить целесообразность пути вперед. Да - мы прошли на 2 км вперед, что сказать - дорога там заросла настолько, что проехать может там только бригада лесорубов на трелевщике. Местами посреди направления выросли деревья комплекции с телеграфный столб. Выпустили одну сигнальную ракету как символ безысходности пути. Этот момент навсегда в моей памяти. У нас сели гармин и хамерхед, так что обратно в лагерь чуть не заблудились. По приходу в лагерь все поняли, что мы возвращаемся в Кунож. Но путь тоже сложен - было повалено машинами много деревьев по ходу движения. Чтоб не оборвать себе все трубки под днищем и т.д. пришлось пройденные несколько км буквально выпиливать вручную. Для нас с Апельсинкой это был адский труд. Мы шли первыми и конечно не могли порадоваться шуткам от шедшего последнего полбатона в рацию, что мол сейчас он там заснет от скорости движения. Т.к. приходилось полчаса пилить, потом метров 50 ехать и т.д. Не хочу вспоминать в общем. Но выбрались мы в Кунож гораздо быстрее чем заезжали от Куножа (что подтвердило мои слова, в которые тоже никто не верил). В поселке кто пошел в магазин, а кто встал в очередь позвонить . Встали недалеко от поселка под накрапывающий дождик .
Опять мучительные раздумия что и как ехать. Не вдаваясь в подробности было таки решено выполнить цель экспедиции - заезд в Кологрив кратчайшей дорогой со стороны Тотьмы. Чтоб это сделать мы обернулись в поселок им. Бабушкина, где заправились и проехались по знакомым местам (в том числе через Чертово, где 11 летний мальчик уже ворошил сено на тракторе) и посовещавшись уперлись в Панкратово - откуда шло направление в сторону Кологрива. Дорога там тоже дерьмо, но не так убито лесовозами, но все равно целый день не езда а тупо щемишься по кустарникам, чтоб не свалиться в колею. Встали ночью недалеко от брода через р. Понга. То что Пол-Батона разбортировался много раз можно уже не напоминать. Встали, как обычно, от безысходности тупо на первой попавшейся поляне. Вокруг глушь и наличие адского количества кровососущих насекомых - гораздо злее чем в Карелии. Однако было видно что недавно (пару месяцев назад) по этой дороге ехал уазик на спайсерах - значит направление не безнадежное. На следующий день преодолели бродик и доползли до жизни, до поселка Октябрьский . Ну и наступило время прощания - Антон укатил в сторону Костромы. А мы встали недалеко (в 100 метрах) от Илишево, где к нам пришла хрюшка . Надо отметить чтоб близ Илишево некий москвич угрюмый скупил много земель с деревнями и очень не любит когда нарушают его покой - будьте осторожнее.
Обратный путь до Москвы запомнился только разорвавшимся кордом у Пол-Батона - колесо на выброс. Ночью 9 августа все были в Москве.
Сухие факты:
Полный Фотоальбом путешествия (автор Sadxu&Апельсинка) http://www.off-travel.ru/fotofile/thumbnails.php?album=152&page=1&sort=na
Проехали порядка 1700км из них порядка 100 км бездорожья на которые ушло порядка 6 суток. А всего было 10 суток поездки.
Критичных поломок не зафиксировано.
Участвовали
Toyota 4Runner (1991 год)
Toyota Hilux Pickup (1996 год)
УАЗ 469new (2011 год)
На бензин в среднем потрачено по 11 000 р на машину
Еда (без учета кафешек-шоколадок) по 1500 на человека
Есть Вопросы? Обсуждение тут http://www.off-travel.ru/forum/smf/index.php?topic=2067.0